Евпатория (Гёзлёв) - Малый Иерусалим
Евпатория - один из древнейших городов Восточной Европы и Российской Федерации, с которым соперничать может лишь Керчь. Город отпраздновал свой 25-вековой юбилей в 2003 году.
Историческими предшественниками Евпатории была древнегреческая колония Керкенитида и средневековый порт Гезлев, наибольший расцвет которого связан с владычеством на крымском побережье Османской Турции с 1475 по 1774 годы. Город становится крупным ремесленным и торговым центром, здесь располагается огромный невольничий рынок, а также военный гарнизон и флот.
В XVI в. по проекту видного турецкого зодчего и инженера греческого происхождения Коджи (Ходжи) Синана построена мечеть Джума-Джами, или Хан-Джами. Она возвышается над Набережной и далеко видна с моря. В центре города сохранились также Турецкие бани (Красноармеская ул., 20), Текие дервишей (культовая постройка исламского братства бродячих мудрецов суфиев, знаменитого своими ритуальными кружениями) – сейчас там этнографический центр крымско-татарских ремесел.
В Гезлеве, позже Евпатории, существовала одна из крупных общин караимов, можно осмотреть их культовые храмы - кенасы XVIII в. (ул. Матвеева, 68), познакомиться с блюдами национальной кухни в кафе Караман (молодец, тюрк.) и изделиями ремесел.
В конце XVIII века в жизни Евпатории произошло знаменательное событие – с упадком Чуфут-Кале сюда переехало духовное правление караимской общины, малочисленного и удивительного свои богатством и влиянием народа. Потомки древних хазар, чтящие библейский Ветхий завет, в 1807г. строят здесь Соборный кафедральный храм – кенасса и город превращается в мировую духовную столицу этого народа. В наши дни караимы из Крыма, Литвы, Западной Украины и Польши восстановили храм и возрождают свои традиции и культуру: уникальный комплекс, состоящий из двух храмов и трёх двориков, предстал в первозданном виде.
Судьба еще одного народа неразрывно связана с этим приморским городом. Армяне, одни из древнейших христиан, поселились в Крыму ещё в раннем средневековье и на протяжении столетий сохраняли свою веру. В 1817 г. в Евпатории был заложен Армянский храм – прекрасная церковь с необычайным смешением архитектурных стилей, ставшая еще одной святыней Евпатории.
thegeba2009
Экскурсия по маршруту "Малый Иерусалим".
Стоит лишь войти в Старый город, и вы окажетесь в лабиринте узких улочек средневекового Гезлева. Именно среди этих бесчисленных поворотов и перекрестков хранит Евпатория сокровища своей двадцатипятивековой истории, и порой кажется, что каждый камень мостовой готов поведать тайны прошлых столетий.
В восстановленной башне главного городского базара Одун-базар-капусы вы увидете удивительный макет средневекового Гезлева, увидите его с высоты птичьего полета и услышите, как просыпался этот город сотни лет назад.
Буквально 150 метров и вы окажитесь на территории обители «Текие Дервиш». Это уникальный памятник архитектуры, сохранившийся до наших дней. Национальный историко-архитектурный ансамбль состоит из трех разновременных сооружений: медресе (духовной школы), мечети и обители странствующих мудрецов суфиев – текие.
Армянский храм Сурб Никогайос или Св.Николая, который был заложен в Евпатории в 1817г. гостеприимно откроет для вас свои двери. Он является единственным на западном побережье Крыма памятником армянской архитектуры.
Продолжив путешествие, вы узнаете, что на территории Старого города находится и еврейский храм. Синагога Егия-Капай (Ремесленная) – один из самых молодых храмов в городе. Она была построена в 1912г. В настоящее время является действующим храмом. Рядом с ней удивительный и уже всемирно знаменитый ресторан-музей еврейской кухни "Йоськин кот". Не будем лукавить, культ котиков в Интернет сделал свое важное благое дело и на 80% определил успех этого проекта.
Караимские кенаса открывает некий портал на территорию и эпоху иной культуры и веры. Очень чисто и тихо, растут цветы, над головой вьется виноград, а в дали виднеются невысокие домики с окнами из цветного стекла. Каждый мужчина этой небольшой и влиятельной нации сам читает священные книги (карай - читающий) и сам толкует Пятикнижие Моисея (Тора, первые пять книг Ветхого завета Библии) для своей семьи. При этом караимы были и остаются частью тюркского мира. Их родной язык близок к турецкому и крымтатарскому, те же песни, та же национальная одежда и схожие блюда традиционной кухни.
Стоит лишь покинуть стены этого прекрасного места, как услышишь призыв муэдзина к молитве. Где-то совсем рядом мелодичные звуки унесут тебя в мир востока… Хан-Джами (ханская мечеть) — самая большая и величественная мечеть Крыма, она была заложена в Гезлеве в 1552 году при хане Девлете I Герае и знаменовала собой взаимные обязательства Крымского ханства и Османской империи. Хана избирала крымская аристократия, турецкие султаны соглашались или не соглашались с этим выбором. Далее в городе с турецким гарнизоном и портом, но при этом со ставкой одного из принцев дома Гиреев, в мечети Хан-Джами происходила торжественная церемония клятвы нового хана перед Аллахом и народом Крыма.
Евпаторийская мечеть "Хан-джами" - архитектурный памятник эпохи наивысшего расцвета мусульманского зодчества на западе Крымского полуострова. Это одно из первых произведений архитектуры образовавшегося Крымского государства.
В сквере между Евпаторийским портом, современным турецким клуб-кафе и мечетью обращает на себя внимание скульптура мужчины, играющего на сазе, струнном инструменте Это полный восточный аналог современной бардовской гитары. А славный уроженец Гезлева вошел в историю под именем Ашик (влюбленный) Омер.
Ашикская поэзия представляет собой особый вид литературного творчества, представители которого — народные поэты-певцы — сопровождают свои выступления игрой на струнно-щипковом музыкальном инструменте сазе. Отсюда и другое наименование этой поэзии — «поэзия саза».
Жизнь Ашика Омера овеяна легендами. Документальные свидетельства, касающиеся его личности, практически отсутствуют. По преданию, родился он в городе Гезлеве (совр. Евпатория), там же получил образование и провел юность. Большая часть его последующей жизни прошла в скитаниях по Османской империи.
Есть мнение, что Ашик Омер принадлежал к так называемым янычарским ашикам, то есть поэтам-певцам, сопровождавшим османские войска в походах по Европе, Азии и Африке. Как явствует из произведений поэта, он побывал практически во всех уголках Османского государства. В его стихотворениях встречаются названия местечек и городов нынешних Украины, Польши, Турции, Болгарии, Румынии, Боснии, Греции.
В преклонном возрасте вернулся в родной город Гезлев, где обеспечил деньгами возведение двух мечетей и обрел вечный покой.
Произведения Ашика Омера считаются классикой турецкой культуры и вошли в сокровищницу мировой литературы. Они неоднократно издавались как в Крыму, так и за его пределами (Москва, Ташкент, Стамбул).
Каждый год в Евпатории проходят ежегодные Ашикские чтения, посвященные жизни и творчеству средневекового поэта.
В прямой видимости от мечети красуется собор во имя святителя Николая Чудотворца. Он является одним из самых больших храмов в Крыму и способен вместить около двух тысяч человек одновременно. Это вполне типичная русская православная церковь эпохи Николая I в характерном русско-византийском стиле с массивными куполами в форме шлемов витязей Древней Руси и классическими очертаниями и пропорциями мощных высоких стен.
Храм Святого Илии (Храм Святого Ильи-пророка) — греческая церковь, находится на самой набережной Евпатори. Храм построен на деньги греческой общины Евпатории в 1911—1918 гг. городским архитектором А. Л. Генрихом. Слева от входа памятная доска с текстом: «Священномученик Елеазар (Спиридонов) Евпаторийский прославлен в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX в. Подвизался первым настоятелем Свято-Ильинского храма в 1919—1936 гг.». Чрезвычайно интересен искусной кладкой евпаторийского плотного ракушечного известняка - без штукатурки, окраски и какой-либо отделки. Строгие очертания стен и красота природного камня вызывают уважение к мастерству строителей.
Храм Святого Илии, наряду с мечетью Джума-Джами и Николаевским собором входит в число трёх наиболее значимых архитектурных доминант города, их купола — неотъемлемая и самая выразительная часть открывающегося на Евпаторию вида со стороны моря.
Отзывы
Отзыв об экскурсии Евпатория - Малый Иерусалим
Виктория Струнина (фейсбук) в восторге
Евпатория Рай Евпатория Перекресток Цивилизаций
https://www.facebook.com/profile.php?id=100009044564485&fref=ufi
Евпатория - белое пятно на тур карте Крыма?
Огромное белое пятно на туристической карте Крыма
У города удобное расположение – всего один час по прямой ровной дороге от аэропорта и никакого соприкосновения с симферопольской объездной, хорошая городская инфраструктура и в целом более дешевый ценник по сравнению с Ялтой и Севастополем (кроме фруктов), доступный и очень вкусный общепит. Окончательно меня покорило «Молочное кафе» на улице Революции, где делают молочные коктейли за 20 рублей точно по той технологии и с тем же вкусом, как было в советском детстве – только приходите не позже 16 часов, позже они заканчиваются. Наконец, именно Евпатория в 2016 году признана самым чистым городом Крыма.
И еще один немаловажный и существенный момент: Евпатория – самое солнечное место не только Крыма, но и всего бывшего СССР. Солнечных дней здесь больше, чем в Ялте, Сочи или в Ницце – а значит, приехав погреться на пару недель, вы точно не окажетесь в ситуации, когда весь ваш отпуск был съеден дождем и пасмурной погодой, солнце здесь светит 260 дней в году.
Не верите мне – поверьте Центру космической дальней связи, расположенному неподалеку в поселке Витино. Создателям центра пришлось немало потрудиться, чтобы найти точку на просторах бывшего СССР, где в году не менее 250 солнечных дней. Если проехать от Евпатории дальше на запад, слева вдоль дороги видны антенны радиотелескопов; именно евпаторийский ЦДКС был «глазами» Олимпиады-80 – отсюда сигнал уходил дальше на космические линии связи.
Имея действительно многонациональную уходящую в глубь веков историю (древнегреческой Керкинитиде 2500 лет), Евпатория, как мало какой из виденных мною городов, всегда и во всем стремится показать свою русскость.
В начале 2000-х в дополнение к краеведческому музею здесь открылся Музей Крымской войны и Суворовский редут – воссозданная реконструкция действительно существовавшего редута 18-го века, в память о том, что недалеко от этого места в октябре 1778 года располагалась ставка великого полководца.
На Театральной площади закладной камень информирует о том, что по решению городского совета от 2008 года (то есть на пике украинизации) здесь будет памятник русскому поэту Пушкину.
Кенассы, молитвенные дома караимов, пропитаны духом русского монархизма – стенд напротив входа подробно описывает визит царской семьи в мае 1916 года в Евпаторию (этот день стал последним днем Романовых в Крыму), этому же событию посвящено граффити неподалеку; внутренний двор кенассы украшает памятная стела в честь визита Александра Первого.
Караимы, коренное население полуострова времен Хазарского каганата, которые только с приходом Российской империи в конце XVIII века смогли переселиться на равнину с неприступной горной крепости Чуфут-Кале, традиционно были большими патриотами России и монархистами.
Даже многокупольная мечеть Джума-Джами (кстати, единственная многокупольная в Европе) напоминает очертаниями Святую Софию в Константинополе, потому что строилась, предположительно Синаном, по ее образцу.
В начале ХХ века, превращаясь в модный курорт, город застраивался оригинальными домами в силе русского модерна – каждый дом не похож на другой, и каждый в своем роде небольшой шедевр. Не все дома, к сожалению, в идеально отреставрированном состоянии – но в городе очень чисто, очень ухоженно и очень зелено.
http://www.vz.ru/opinions/2016/7/12/821003.html
Добавить новый отзыв