Византийские атрибуты, вооружение, костюм, интерьер и посуда в туристической анимации Крыма

Византийские атрибуты, вооружение, костюм, интерьер и посуда в туристической анимации Крыма
— Вы полагаете, все это будет носиться?
— Я полагаю, что все это следует шить.
Юрий Левитанский

Военно-историческая реконструкция, историческое фехтование, стрельба из лука в стилизованных под средние века тирах, выставки средневековых орудий пыток и казней, тематические харчевни и парки развлечений, а также костюмированная "моментальная" анимация на фотостопах с декорациями, оружием, посудой и прочей атрибутикой являются сегодня обязательной частью любого популярного туристического региона.
Как и во всяком модном явлении в исторической реконструкции существуют определенные перекосы.
В Крыму наиболее развиты рыцарские фестивали и реконструкция вооружения западно-европейского рыцарства.
Действительно, в Феодосии, Судаке, Алуште, Гурзуфе и Балаклаве сохранились руины генуэзских крепостей.
Но надо исходить, все-таки из того, что даже в период расцвета владений итальянской купеческой республики Генуя, франки (так называли в Крыму католиков, выходцев из Западной Европы) составляли очень незначительную часть населения. Даже в столице крымских генуэзских владений Кафе (Феодосия), большинство купечества и военной аристократии составляли урумы (римляне) - православные тюркоязычные потомки византийцев, крымских готов и тавроскифов.
Для византийской культуры характерно равное уважение к торговле и воинскому делу для аристократических династий, поэтому высший слой купечества и кавалерийская элита были родственниками.
В истории Московского государства 12-15 веков выходцы из Крыма составляли купеческую элиту, известную как сурожские гости, гости-сурожане. Например, бояре Ховрины-Головины занимали в Российском государстве в течение нескольких веков высшие государственные посты, в том числе были наследственными казначеями.

По разным причинам (династические браки, необходимость устроить судьбу незаконнорожденных детей, ссылка нежелательных претендентов на трон, а также очень частое бегство опальных аристократов в глухие горные уголки Крыма) на полуострове оказалось огромное множество отпрысков императорских византийских династий: Комнин, Палеолог, Ангел, Кантакузин.
Известна также родственная им династия Гаврас (князья Феодоро в 14-15 веках). В той или иной мере все эти династии затем продолжали развиваться уже в Московии и Российской империи.
герб византийских императоров династии Палеолог и двухглавый орел в символике княжества Феодоро
У византийцев очень интересно переплетались каноны православия и культ предков, а также обожествление императорской власти, поэтому в каждом родовом храме среди икон и фресок были достоверные по одежде и чертам лица, и даже по вооружению и конской сбруе изображения династических святых. Широко известны изображение небесного покровителя дома Гаврасов (князей Мангупа) святого воина Феодора.

Таким образом, историческая основа для реконструкции византийского вооружения и костюма в Крыму чрезвычайно богата, внешне ярка и привлекательна. Технологически с изготовлением такой одежды и атрибутики проблем особых нет. Вполне понятно, что сейчас крымскому туризму наиболее интересны не идеалы западного рыцарства, весьма неоднозначные, а прямые культурные связи между Русью и Византией, которые проходили через Крым по нескольким осям: Херсонес таврический (Севастополь), Сурож (Судак), Кафа (Феодосия) и Солхат (Старый Крым), Боспор-Воспорус-Корчев- Черкио (Керчь).

Успешный опыт реконструкции византийского костюма по храмовым фрескам и церковным миниатюрам имеет Болгария. Исторически крымская ранне-средневековая аристократия связана с Дунайским регионом: Болгария, Румыния, Молдова, а также с Прикубаньем и Северным Кавказом. Известно, что средневековые черкесы были христианами, а материалы по вооружению и костюму выходцев с Северного Кавказа широко представлены в музеях и публикациях Польши, Литвы, Белоруссии.

Костюм Византии — это «многослойный» текст в свернутом виде, который прочитывался современниками почти мгновенно. У этого текста имелся свой «язык», малодоступный потомкам. Пониманию сегодня помогают произведения изобразительного искусства, созданные специально для того, чтобы обратить внимание зрителя на наиболее существенные, знаковые вещи.

Так, фрески и иконы должны были максимально точно указать, кто именно на них изображен. Самым верным средством для этого был тщательно прописанный костюм (надписи не всегда было видно, да и не все умели читать). Если художественный образ строился на неповторимости и долговременности созерцания, то элементы одежды (как социальные символы и знаки) представляли информацию в свернутом виде и должны были восприниматься моментально. Зритель с первого взгляда понимал, кто император, кто его слуги, кто воины и т. д. Выхватывая для этой цели наиболее существенные элементы костюма, художники Византии облегчили задачу историков, создавая своего рода текст-конспект (гипертекст), с более высоким уровнем обобщения.

Мозаики, как произведения монументального искусства, создавались для обозрения больших групп зрителей. Сообщения, содержащиеся в них, были адресованы всем жителям, пришедшим в храм, адресованы народу, и их сообщения можно разбить на два предложения: «Император велик и могуч, никто не может сравниться с ним» и «Бойся → восхищайся → радуйся → молись, народ». Это достигалось методом опознавания фигуры императора во всем его величии (его костюм во всех подробностях).

Другим прекрасным источником по истории костюма является византийская миниатюра. В книжной миниатюре художники были более свободны, чем в монументальной живописи. Именно миниатюра является основным источником по костюму повседневности. Это — произведения светского, придворного искусства, создававшиеся для внутреннего потребления в среде образованных зрителей. Кроме императивного посыла, в миниатюрах видны обилие деталей, а также повествовательность, развитие сюжета (ср. современные комиксы). Их интересно рассматривать, расшифровывать что и с кем происходит. Кроме того, к ним, как правило, имеется пояснительный текст, что делает манускрипты любимым источником, как для историков, так и для историков культуры.

Разработанный до тонкости язык костюма при византийском дворе не только обозначал костюмом место сановника при дворе, но также показывал включённость двора в космополитичный восточный стиль, распространённый по всему Средиземноморью. Например, такой элемент рисунка тканей, как листочки в форме сердечек, которым украшены все плащи персонажей этой миниатюры, впервые появляются в иранской культуре, откуда они широко распространились по всему исламскому миру.

  • 561 из Китая в Византию тайно доставляют червей шелкопрядов и начинают изготовление шелка. Со временем эти ткани становятся главным требованием руссов и варягов при получении дани с Константинополя.

Любопытное положение сложилось в производстве шёлка в Византии, где весь процесс (от покупки сырья до продажи продукции) был закреплен за отдельными корпорациями, «в обязанности каждой, из них входила только одна операция: покупка, размотка коконов, продажа пряжи ткачам, продажа ткачами шелкоторговцам… с каждой операцией государство получало пошлину, и к концу цикла ткань стоила гораздо дороже сырья, которое покупалось буквально на вес золота». Такой пошлинный сбор делал ткань золотой, а её употребление становилось возможностью избранных.

Сохранившиеся в большом количестве образцы византийских тканей демонстрируют, что материальная культура «чужих», как минимум воспринималась идеологически нейтрально, несмотря на своё заграничное происхождение. В действительности же византийцы беззастенчиво копировали все без исключения художественные идеи иранских ткачей. Они настолько освоили чужой опыт, что начали считать его достижения своими. Родилась орнаментика сугубо византийского свойства, подчеркивающая могущество империи. Проникая дальше в средневековую Европу византийские ткани, оказывали огромное влияние на её искусство. У Ирана был заимствован, например, орёл (как символ монархического единовластия), он с легкостью перелетал границы государств и «приземлялся» на гербах и флагах европейских стран. Другой пример заимствования византийцев — это применение псевдо-арабских надписей в виде рамок-украшений.

Воинский костюм и православные традиции
Интересные виды воинских костюмов находим среди церковных изображений святых воинов-мучеников. Они всегда очень красиво одеты. Роскошь и красота их костюмов — как награда в загробной жизни за их подвиг.
Самый арийский и почти самый древний из святых христианской церкви - Святой Георгий Победоносец. Святой Георгий спасает мальчика и поражает копьем Змия, икона
Святой Георгий одет в кольчугу, повторяющую форму его тела; из под неё видна короткая, темно синяя туника, открывающая колени, низ которой украшен традиционным орнаментом, имитирующим вышивку драгоценными камнями и жемчугом. Из под рукавов кольчуги видны узкие рукава с вышивкой, обрамляющей тонкие запястья маленьких рук.
В правой руке он держит копье, левой рукой — опирается на богато украшенный и инкрустированный щит. На плечи св. Георгия накинут плащ, застегнутой на груди круглой фибулой с жемчугами. Он так же украшен орнаментом и жемчужным шитьём. Святой одет в красивые облегающие штаны из ткани с изысканным золотым узором. На ногах невысокие сапожки.
Фигуру Святого Димитрия защищает панцирь из металлических чешуек. На нём надето несколько слоёв одежды. Длинная полосатая туника до полу выглядывает из под другой, тоже длинной, красного цвета туники, украшенной роскошной золотой каймой, на неё надета ещё одна туника синего цвета — скарамангий, с короткими широкими рукавами, весь затканный золотыми нитями. Поверх всего надет роскошный белый плащ-сагион, скрепленный драгоценной застёжкой.
Это важный приём в искусстве одевания Византии, когда контрастного цвета одежды одеваются одна на другую. Заметьте: белый, синий и красный - это наиболее естественные и популярные цвета туник и других элементов многослойной одежды.
 На груди у Дмитрия, выше талии, повязан затейливым образом пояскингулум, в правой реке он держит копьё, а левой придерживает меч, вложенный в инкрустированные ножны.

Таким же непростым образом завязанный пояс мы видим на кольчуге Святого Меркурия. На голове у него узкий венец из металлического обруча, украшенного жемчугом. Св. Меркурий изображен усатым и бородатым (намёк на его скифское происхождение). Прямо перед собой он держит обнаженный меч — напоминание того, что оружие было вложено в его руки самим ангелом.

Ещё одно изображение св. Димитрия с перепоясанным сложным узлом панцирем хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Эта мозаика 1108—1113 гг. раньше украшала собор Михайловского Златоверхого монастыря Киева. Св. Димитрий вооружен копьем и мечом и опирается на щит. Элементы костюма в целом те же, что и на предыдущих изображениях.

Для жителей Москвы более привычным является изображение св. Георгия, сидящим на коне, поражающим копьём змия, таким, каким он представлен на перегородчатой эмали из Музея искусств Грузии г. Тбилиси. Здесь хорошо видны расшитые жемчугом сапоги воина, драгоценная упряжь лошади, хвост которой тоже украшен. Св. Георгий изображается обычно с кудрявой, стилизованной прической, что является ещё одним его отличительным признаком.

История Крыма в IV-X веках (Крым между Византией, Хазарией и Русью).
Лекция № 3 из цикла "Исторические связи России и Крыма". Лектор – к.и.н. Павел Владимирович Кузенков, доцент кафедры истории Церкви Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Приложение:
РОМАНИЯ (Восточная Римская империя. Византия - 306 -29.5.1453)
Фактически существовала с 306 года, когда император Константин I Великий перенес в Константинополь столицу Римского государства. Официальное разделение империи на Восточную и Западную произошло в 395 году.
Византия владела землями на южном берегу Крыма, Херсонесом, а временами и Боспором (520 -576, 588 - 1204 и ок.1300 - ок.1330 гг.). Погибла в результате нашествия турок-османов.
Годы правления Правитель Родственные связи
306 - 337 Константин I Великий
337 - 361 Констанций II сын Константина I
361 - 363 Юлиан II Отступник дв. брат Констанция II
363 - 364 Иовиан
364 - 368 Валент II
379 - 395 Феодосии I Великий
395 - 408 Аркадий сын Феодосия I
408 - 450 Феодосии II сын Аркадия
450 - 453 Пульхерия сестра Феодосия II
450 - 457 Маркиан Фракиец муж Пульхерии
457 - 474 Лев I Великий
474 - 491 Зенон Исавриец зять Льва I
474 Лев II сын Зенона
474 - 476 Лев Василиск шурин Зенона
485 - 488 Леонтий, Грек
491 Анастасий зять Льва I
518-527 Юстин I Иллириец
527 - 565 Юстиниан I плем. Юстина I
565 - 578 Юстин II плем Юстиниана I

Херсонес таврический и Византийская империя

III- IV века н.э. — Социально-экономический и политический кризис в Римской империи, разделение ее на Западно-Римскую и Восточно-Римскую (Византийскую). Херсонес оказывается под властью Византии.
Конец IV века — Официальное признание христианства господствующей религией на территории Византийской империи.
IV-VI века — Постепенное распространение христианской религии в Херсонесе (существование небольшой общины христиан, деятельность миссионеров-проповедников).
VI-VIII века — Широкая христианизация населения Херсонеса: крещение горожан, канонизация первых херсонесских мучеников, перепланировка ряда жилых кварталов, связанная со строительством первых христианских храмов.
ІХ-Х века — Организация в Херсонесе фемы, византийской военно-административной единицы, получившей название Херсон.
X век — Налаживание торговых связей с Киевской Русью, появление в Херсоне постоянного подворья, где жили русы.
987 год — Обращение византийского императора Василия II к киевскому князю Владимиру с просьбой прислать войско для подавления мятежа под руководством военачальника Варды Фоки. Предварительно заключив договор о военной помощи и династическом браке, Владимир послал войско, и восстание было подавлено.
988 год — Поход князя Владимира на Херсон, вызванный невыполнением Василия II своих обязательств — сестра византийского императора Анна, которая должна была стать женой Владимира, в Киев так и не приехала. Князь осадил Херсон и после длительной осады овладел городом. Император Василий II был вынужден выдать Анну замуж за князя Владимира, но потребовал от него принятия христианства. Владимир выполнил условие, и был крещен в Херсоне. После этого принцесса Анна стала его женой, а город был возвращен Византии в качестве выкупа за невесту.
Х-ХIII века — Распространение христианства на Руси, в чем принимали активное участие херсонские священники. Из Херсона шли на Русь предметы христианского культа, заимствовались архитектурные особенности строительства церквей.
1204 год — Константинополь, столица Византии, был взят и разграблен рыцарями-крестоносцами, в результате чего империя прекратила свое существование как самостоятельное государство. Херсон попал под власть Трапезунда, крупного портового центра (современный Трабзон, северо-восток Турции), управляли которым представители византийской династии Комниных.

Боспорское царство, Римская и Византийская империя 
Аспурги, Рескупориды или Тиберии-Юлии так называется V-я боспорская “сарматская” династия, правившая в 7/8 - 679 гг. н. э. При них государство подпало под сильное влияние Рима, было превращено в его провинцию (64 - 68 гг.), вновь восстановлено.
В 270 г. Боспорское царство обрело независимость, однако находилось в поле культурного влияния Византии.
Правление сарматской династии прерывалось ок. 65/73 - 522 гг. сменой на VI-ю боспорскую “гуннскую” династию. Затем Тиберии-Юлии вернулись вновь, а кто их сменил - не вполне ясно. Известно, что боспорский князь (архонт) Грод (Горд) принял в Константинополе христианство. Но затем был убит в своей столице (нынешняя Керчь).

Наиболее драматичным был финальный период истории Боспорского царства. В Европе ничего подобного не было. По всему Приазовью, включая мошнейший культурный и торговый центр рядом с нынешним Ростовом-на Дону, который известен под названием Танаис, Тана, Артания, античная культура не была разрушена варварскими племенами. Несколько волн кочевников, самая мощная - гунны, сохранили эти города, поскольку нуждались в ремесленниках и купцах. Германские племена - готы, герулы и другие до гуннов использовали флот боспорян для военных набегов на византийские земли. Эта традиция продолжалась вплоть до первых морских набегов на Константинополь и другие порты Византии уже князя Киевского Игоря в 9 веке.

286(-1) - 309(±1) Фофорс - вошел в историю как объединитель варварских племен Приазовья и Северного Кавказа против римлян.
309(±1) ~319(±1) Радамсад
318/9-336/7 Рескупорид VI
кон. IV в. - до 402 Тиберий-Юлий Дуптун
520/522 хан Грод, архонт. По некоторым данным Грод был гуннским ханом, в написании его имени как князь Горд некоторые исследователи видят руса или славянина. Историю с убийством князя Горда после принятия им в Константинополе ортодоксального христианства можно объяснить нежеланием местной боспорской христианской общины признавать духовную власть Византии. В Приднепровской Готии христианство стало распространяться еще в 3 веке, готский епископ Вульфила перевел Библию на готский язык, придумав для этого особую азбуку, причем как и кириллица готское письмо Вульфилы было основано не на латинских буквах, а на греческих. Порядок алфавита также был на основе греческого, а не западно-римского.
Христианские общины Крыма первых веков новой эры не были едины в канонах веры и не имели централизованного управления. Значительная часть кочевого и полукочевого населения, а также военная аристократия не имела храмов и касты священослужителей. Вероятно, жреческая власть традиционно находилась в руках аристократических родов (ХЛГ - Хайльгерд - хранитель святыни).
На рубеже новой эры в Пантикапее (Керчь) сложился под духовным влиянием иудеев, еврейской общины, культ Бога Высочайшего Неназываемого, объединяющий всю варварскую и микс-эллинскую верхушку. Вполне естественно, адепты этого культа поддержали распространение христианства уже от первого поколения миссионеров. По церковному преданию в землях скифов и боспорян проповедовал Апостол Андрей Первозванный

В 520 г. Боспор попал под власть Византии и оставался в ее составе до 576 г., когда был завоеван Тюркским каганатом с весьма аморфными формами управления и необходимостью поддерживать торговые пути, купечество и ремесленников. 
В 588 году Византия опять восстановила свой контроль над всем Крымом в союзе с христианами готами-тетракситами (Керченский полуостров) и готами-трапезитами (Южный берег Крыма). Решающую роль в этом, вероятно сыграло то, что крымское купечество видело в христианстве огромные  перспективы для международной торговли. Сама по себе фигура императора Юстиниана I, восстановившего величие Византии, заслуживает отдельного рассказа. Юстиниан Великий дал средства на строительство крепостей в Гурзуфе и Алуште. О его супруге царице Феодоре сложено множество легенд, а ее карьера начиналась с танцев с раздеванием, которые теперь называют стриптиз.
Кстати, специальная одежда для чувственных восточных танцев из шелка и других легких тканей, широко представлена даже в православной византийской миниаютере и на храмовых фресках.

  • 767—777 гг. Готская епархия Хазарского каганата (центр в городе Дорос, ранее Киммерик у горы Опук, Керченский полуостров), а также другие епархии Крыма (Сурожская, Тавроскифская, Херсонесская) стала прибежищем гонимых в Византии иконопочитателей. Это десятилетие отмечено ростом числа монахов, обустройством новых монастырей, особенно пещерных монастырей в Юго-западной части Крыма, известной как Таврика.
Источник: 

Отзывы

<p><strong>Готы Северного Причерноморья были арианами</strong>.<br /> "<em>По учению Ария, Сын Божий Логос (Христос) - творение Бога, следовательно, не единосущен ему, т.е. в сравнении с Богом-Отцом является существом низшего порядка.</em>"<br /> В Русском старообрядчестве, сохранившихся среди купцов и казачества, реально прослеживается связь с арианством и другими раннехристианскими ересями. Именно потому, что корни русского предпринимательства - на юге, в контакте с Византийской империей и причерноморскими готами (причем, не факт, что среди готов-тетракситов не было славян, поскольку археологический материал Керченского полуострова содержит типичные для славян <em>височные кольца</em>. Они найдены в захоронении знатной женщины в кургане у Ассандрова вала. Захоронение в литературе объявлено "гуннским" по неким соображениям политкорректности, вероятно...)<br /> Они не строили церквей и не имели священников, но почитали Библию, переведенную на готский язык епископом Ульфилой.<br /> "... <em>по случаю нашествия гуннов на Готию будучи отправлен готским царем в качестве главного посла к императору Валенту (ок. 377) испросить у него позволение переселиться готам в Мизию, <strong>Ульфила</strong> для успеха в своем посольстве нашелся вынужденным сделаться совершенным <strong>арианином</strong>, и имея необыкновенное нравственное влияние на готов, для которых весьма много потрудился в деле просвещения их верою, для которых <strong>изобрел письмена и перевел на отечественный язык все Священное Писание</strong>, кроме книг Царств, он <strong>отторг от Церкви православной весь готский народ</strong>, доселе пребывавший в учении апостольском .</em>.."<br /> из википедии:<br /> "Арианство Ульфилы не позволяет признать его православным. Что касается труда Ульфилы, то Стефан Нил делает одно любопытное наблюдение. Назвав его перевод «одним из величайших памятников смелой и решительной христианской экспансии», далее он замечает в сноске, что, хотя арианство и в самом деле противно христианству, т.к. оно унижает Сына Божия, однако «<em>для простого народа оно могло представиться весьма привлекательным упрощением, ибо оно избавляло их от участия в запутанных спорах о природе и личности Христа, позволяя идти за ним как за вождем и сосредоточиться на и так достаточно сложной задаче - научиться жить трезвой, праведной и богоугодной жизнью</em>»."<br /> От себя могу добавить, что приднепровские и причерноморские готы, были ли они германцами или неким конгломератом сарматов, гетов, славян, антов, балтов, угро-финов и тюрков, развивались в традициях воинской идеологии вспомогательных частей войска Римской империи. Известно, что собирательным именем для варваров из Восточной Европы, служивших в римской армии было "сарматы", а религией сарматов был культ Митры, Бога-Всадника (фракийского всадника).<br /> Хотя в основной массе исторических трудов считается, что Ульфила перевел Библию на некий германский готский язык, никаких доказательств этого не существует.<br /> Наоборот, существует православное предание, что на берегах Крыма в городе Корсуне (Херсонесе Таврическом) Кирилл и Мефодий видели книги написанные славянскими резами на русском языке.<br /> Впрочем, раннее первичное значение слова "русский" это как раз южный. Русами называли южных готов, в отличие от норманнов (северных), ост-(восточных) и вест- (западных).<br /> В общем, скажем лишь, что существуют теперь версии, в которых доказывается фракийское (гетское) происхождение Ульфилы и близость языка приднепровских и причерноморских готов к славянским.<br /> Язык готов, как и готский алфавит, созданный Ульфилой, подверглись преследованию как со стороны католической, так и со стороны православной церкви. Письменных документов на готском языке, таким образом не сохранилось.<br /> "Готский шрифт был запрещен как языческий постановлением Толедского Собора в 1018 г. Несмотря на то, что готский алфавит был изобретен христианским епископом, этот эдикт вызвал немедленное уничтожение многих ценных книг, которые до этого хранились в кафедральной библиотеке в Толедо и других местах. Это событие стало следствием т.н. трехязычной ереси, течения в западном богословии по которому Священное Писание могло быть только на еврейском, греческом и латинском языках."<br /> Такие сложности в понимании Библии, как и необходимость подчиняться священникам вряд ли могли устраивать воинскую аристократию Восточной Европы, предки которой из поколения в поколение поклонялись Богу-Всаднику Митре, сыну и творению Бога-Солнца. Бог-Всадник был богом справедливости и порядка, для него были равны все нации и все культуры. Для людей, воспитанных в митраизме никак нельзя было считать справедливым, что три языка считаются выше их родного языка.<br /> Таким образом, ранний этап христианства в Крыму был связан с двумя ересями, близкими по духу и органичными для образа жизни купечества и военной аристократии. Это арианство и акацианство (которое со времени принятий в Хазарском каганате иудейство было признано течением уже иудаизма, религией караимов).</p> <p>Изображение Митры стало частью герба современной Литвы (Погонь) и герба Москвы (Св. Георгий поражающий копьем змея).</p>

Добавить новый отзыв

CAPTCHA

Эта проверка нужна для того, чтобы доказать, что вы - не робот.